Страничка психолога

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 20  

Страничка психолога

 

Как повысить мотивацию к учебе?

Материалы из книги В.И.Петрушина "Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя"/М.: Центр "Педагогический поиск", 2001

           Кто из родителей не мечтал увидеть своих детей преуспевающими и счастливыми? Кто из нас взрослых, не добившихся желаемого успеха, не перекладывал втайне свои несбывшиеся надежды на своих детей? Но кто из нас знает, как сформировать у ребенка психологию успешного человека?

            Разговор наш пойдет о мотивации - внутренних двигателях, заставляющих нас двигаться к той или иной цели.

            В какую сторону бежим?   Психологи - мотиваторы разделяют людей на два типа - тех, которые стремятся к успеху, и тех, кто стремится избежать неудачи. Первые - это те, в голове которых постоянно звучит одна и та же песенка Окуджавы "А значит нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим!" Яркий пример такого отчаянного и безудержного стремления к успеху показывает известная югославская теннисистка Моника Селиш, которая к своим 20 годам заработала на разного рода чемпионатах более 8 млн долларов. Про себя она в одном из своих интервью говорила так: "Сколько себя помню, мне всегда хотелось побеждать. В школе просто с ума сходила, когда получала на экзамене самую высокую оценку". Одна из соперниц Моники - итальянская теннисистка Габриела Сабатини так описывает свои впечатления от встреч с ней на корте:"Когда играешь против Моники, то такое впечатление, что она считает все очки своей собственностью, на которую  ты покушаешься. И она бьется за него до последнего, не щадя ни себя, ни других. Она лупит по мячу с таким остервенением, словно хочет, чтобы он выскочил из своей шкурки. Самое ужасное, что ты постоянно чувствуешь: что бы ни случилось, она ни за что не сдастся".

            Те, кто не столько стремится к успеху, сколько бежит от неудачи, имеют несколько другую психологию. Среди них мы видим студента, мечтающего сдать сопромат на спасительную троечку, директора завода, желающего любой ценой закрыть квартальный план, даже если его продукция будет с браком, торговца, желающего спустить неходовой товар.

            Девиз тех, кто избегает неудач: "Главное - не побеждать, а участвовать".И они по-своему тоже правы. Они живут в соответствии со своими установками и со своей психологией. Но большой профессиональный успех к людям с такими установками обычно никогда не приходит.

            Как влияет мать?  Психологи, изучавшие детей, не обладавших высокой мотивацией достижения, выяснили, что их матери имели ряд сходных черт, которые и привлекли за собой определенные психологические особенности их детей. Для таких матерей оказались характерными следующие черты.

            Ориентировка на усредненные социальные стандарты и нормы. Такие родители обычно сравнивают достижения своих детей с достижениями других детей того же возраста. Зависимость успеха или неуспеха от прилагаемых ими усилий в учебе в расчет не принимается.

            Жесткий контроль за выполнением домашних заданий и игнорирование собственных желаний ребенка. Это подавляет собственную инициативу ребенка. Помощь от родителей, приходящая не в формате совета, а в виде приказа и навязывания ребенку своего мнения, еще больше подавляет самостоятельность и инициативность.

            Объяснение неудач ребенка отсутствием способностей, а не недостатком приложенных усилий. Мать, видя неудачи сына по русскому языку, тяжко вздыхает: "Он у меня, наверное, бесталанный. Я и сама в школе по русскому была не очень".

            Если сын приносит из школы хорошую отметку, то отец никогда не скажет: "Молодец! Хорошо поработал". Скорее всего он скажет:"Тебе, наверное, просто повезло - вопрос достался легкий".

            Порицание за неудачу, равнодушие при успехе. Родители детей, стремящихся избежать неудачи, то есть боящихся получить плохую отметку в школе, редко хвалят своих детей за их достижения. Неудачи детей гораздо чаще вызывают у них упреки и недовольство. Один мальчик однажды спросил свою вечно им недовольную маму:"Почему ты меня всегда ругаешь и никогда не похвалишь за мои успехи, ведь они есть и я учусь не хуже других?" На что его мама ответила:"А зачем за хорошее хвалить - это и так видно. Вот о плохом говорить надо, чтобы его искоренять!"

            При более тщательном рассмотрении психологии таких родителей выясняется, что они придерживаются преимущественно авторитарных методов воспитания и неуспехи их детей служат им хорошим поводом для проекции на них собственного напряжения и  раздражения.

            Сформированная таким образом в детстве мотивация избегания неудачи впоследствии будет пронесена через всю жизнь. Взрослый человек будет бояться достичь успеха или не особенно стремиться к нему, ибо его заниженная самооценка, сформированная родителями , будет препятствовать этому.

            Совет, который можно дать матерям, желающим, чтобы их дети в жизни добились успеха: "Хвалите своих детей за малейшие успехи. Любите их безусловной любовью вне зависимости от того, какие оценки приносят они со школы. Давайте понять своим детям, что недостаток способностей во многих случаях может быть компенсирован дополнительным усердием и трудолюбием".

 

Дата последнего обновления страницы 12.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения